МБОУ Забитуйская СОШ располагается в двух зданиях: в здании начальной школы и в здании средней школы. Здание начальной школы-это каменное двухэтажное здание 1950 года постройки. Здание средней школы-деревянное двухэтажное здание 1971 года постройки. Здания нуждаются в ремонте. На уровне учредителя рассматривается вопрос о возможности постройки нового здания для МБОУ Забитуйская СОШ. В двух зданиях школы оборудованы 20 кабинетов, в том числе кабинет информатики, кабинет домоводства и мастерские, имеется 2 спортзала, лаборантские кабинетов химии и физики, школьная библиотека, музей, центр народной культуры и другие помещения.
Наличие оборудованных учебных помещений
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет.
Лица с ОВЗ, и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МБОУ Забитуйская СОШ располагается в 2 зданиях: начальная школа в каменном двухэтажном здании 1950 года постройки, а средняя школа в деревянном двухэтажном здании 1971 года постройки. В здании нет пандусов и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Запланировано оборудовать здание кнопкой вызова для сопровождения детей-инвалидов, нуждающихся в помощи в передвижении. Планируется сопровождение данных детей силами работников школы.
Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ:
Создание отдельного меню не практикуется.
МБОУ Забитуйская СОШ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13. В учреждении организовано питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ: разработан и утверждён план совместных мероприятий МБОУ Забитуйская СОШ и Забитуйской участковой больницей:
- организуются профилактические осмотры;
- организация иммунопрофилактики;
- постановка и учет туберкулиновых проб;
- проведение санитарно-просветительской работы;
- контроль питания;
- организация противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Световой, воздушный и питьевой режимы поддерживаются в норме. С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические мероприятия, соблюдение температурного режима в течение дня.
Условия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся
Администрацией и коллективом школы были просмотрены и проработаны требования по охране здоровья детей в учреждении, система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся в соответствии с Приказом Министерства образования и науки от 28.12.2010 №2106.
В МБОУ Забитуйская СОШ созданы условия, которые гарантируют охрану и укрепления здоровья обучающихся. Все требования сформированы с учетом факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья обучающихся:
- социальные, экономические и экологические условия окружающей действительности;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к ухудшению здоровья обучающихся;
- фактор значительного временного разрыва между воздействием и негативным популяционным сдвигом в здоровье обучающихся и всего населения страны в целом;
- система знаний, установок, правил поведения, привычек, формируемых у обучающихся, воспитанников в процессе обучения;
- особенности отношения обучающихся к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, связанные с отсутствием у них опыта «нездоровья» (за исключением детей с хроническими заболеваниями), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, не восприятием деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
Все требования в МБОУ Забитуйская СОШ исполняются:
- инфраструктура школы удовлетворяет условиям здоровьесбережения обучающихся (2 спортивных зала, стадион, кабинет ОБЖ, столовая, уголки пожарной безопасности и т.д.);
- образовательный процесс организован рационально, с учетом физических и эмоциональных условий школьников всех возрастов;
- организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе стоит на первом месте, ведутся уроки физической культуры, во второй половине дня работают различные спортивные секции;
- в школе проводится работа по профилактике заболеваемости, просветительская и методическая работа с учащимися по вопросам здорового и безопасного образа жизни, с преподавательским составом проводятся методические объединения и педагогические советы;
- в школе проводятся недели, беседы по организации профилактики употребления психоактивных веществ, алкоголя, табака обучающимися;
- комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся проводится на уроках физической культуры, беседах по ОБЖ и окружающем мире;
- в школе ежегодно проводятся мониторинги по сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающимися.
В МБОУ Забитуйская СОШ к требованиям целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся относятся:
- системность деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражение в основной образовательной программе образовательного учреждения, уставе и локальных актах образовательного учреждения направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся (программа здоровья);
- школа тесно взаимодействует с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и другими заинтересованными организациями по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни обучающихся;
- с 1-го по 11 классы проводится обучение здоровому и безопасному образу жизни (здоровью);
- разработан комплексный подход в оказании психолого-педагогической, медико - социальной поддержки различных групп обучающихся;
- ведется непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Инфраструктура МБОУ Забитуйская СОШ соответствует условиям здоровьесбережения обучающихся и включает в себя:
- содержание территории, ее соответствие состоянию для проведения динамических пауз и прогулок с учащимися школы; здания и помещения, а также их оборудование (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения), полностью соответствуют требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения;
- в школе работает столовая на 90 посадочных мест, полностью оснащенные для приготовления, раздачи и приема пищи обучающимися в соответствии с требованиями санитарных правил;
- оснащение учебных кабинетов, спортивных сооружений необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ находится в хорошем состоянии (парты с регулируемыми ножками под рост ребенка, спортивный инвентарь по требования для уроков физической культуры);
- обеспечение учебных кабинетов, спортивных залов и других помещений для пребывания обучающихся естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил;
- в школе имеются и оснащены в соответствии с требованиями санитарных правил помещения для работы медицинского персонала (оборудования для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи) документы поданы для прохождения лицензии;
- наличие в учебных помещениях здоровьесберегающего оборудования, используемого в профилактических целях, информационного оборудования по безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями санитарных правил;
- в школе работают квалифицированные специалисты, обеспечивающие проведение оздоровительной работы с обучающимися (учителя физической культуры, ОБЖ, социальный педагог, психологи, педагоги дополнительного образования).
При рациональной организации образовательного процесса соблюдаются следующие требования:
- В школе разработана система мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни;
- расписание учебных занятий составлено на основании санитарно – гигиенических требований, все обучаются в первую смену ;
- продолжительность перемен - 10 - 15 минут;
- учебной нагрузка по дням недели и порядку уроков в течение учебного дня распределена правильно;
- организована рациональная система питания;
- проводятся физкультминутки на занятиях,
- в курс окружающего мира, ОБЖ, физической культуры, классные часы включены разделы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
- реализовывается целевая программа формирования культуры здорового образа жизни;
- соблюдены санитарные нормы, предъявляемые к организации образовательного процесса (объем нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей);
- соблюдается здоровьесберегающий режим при использовании технических средств обучения, информационно - коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил;
- ведется учет индивидуальных особенностей развития обучающихся при организации образовательного процесса;
- в школе обеспечены благоприятные психологические условия образовательной среды (демократичность и оптимальная интенсивность образовательной среды, благоприятный эмоционально-психологический климат, содействие формированию у обучающихся адекватной самооценки, познавательной мотивации).
При организации физкультурно-оздоровительной и спортивно - массовой работы в образовательном учреждении соблюдаются следующие требования:
- ведется организация физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися всех групп здоровья;
- отслеживается организация занятий для обучающихся в соответствии с медицинскими показаниями по результатам медицинского профилактического осмотра;
- организация динамических пауз (динамических перемен), физкультминуток на уроках, занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организация работы спортивных секций, кружков, клубов и создание условий, соблюдение режима их (секций, кружков, клубов) работы в соответствии с требованиями санитарных правил;
- организация воспитательной, внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной направленности;
- в школе организуются физкультурные и спортивные мероприятий с обучающимися по видам спорта и комплексных мероприятий (олимпиад, соревнований, дней спорта, дней здоровья).
В МБОУ Забитуйская СОШ организована система просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни:
- взаимодействие школы с организациями физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, правоохранительными органами по проведению физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, мероприятий по формированию безопасного образа жизни, занятий по профилактике вредных привычек, массовых мероприятий здоровьесберегающей направленности;
- взаимодействие школы с общественностью по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактики у них вредных привычек, формирования безопасного образа жизни;
- наличие в фонде библиотеки образовательного учреждения детской, научно-публицистической, научно-методической литературы, периодических изданий, информационных ресурсов по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой и массовым спортом, организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки;
- наличие и периодическое обновление информации, посвященной проблемам сохранения здоровья, организации и ведения здорового образа жизни на различных информационных носителях, информационных стендах и (или) на сайте образовательного учреждения;
- наличие и реализация плана методических мероприятий, повышения квалификации педагогических работников по различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся, воспитанников, здоровьесберегающих технологий.
В целях профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися в школе проводятся следующие мероприятия:
- реализовываются превентивные программы, направленные на предотвращение употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) обучающимися;
- выявляются факторы риска распространения в подростковой, молодежной среде ПАВ и оценивается эффективность реализуемых в школе превентивных программ;
- наличие безопасной поддерживающей образовательной среды (благоприятный психологический климат, реализация тезиса «образовательное учреждение - территория, свободная от ПАВ», система работы с педагогическими и научно-педагогическими работниками образовательного учреждения по повышению компетентности в области создания условий, предупреждающих закрепление зависимых форм поведения).
В рамках комплексного сопровождения системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в школе принимаются такие меры, как:
- использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача;
- организация, в соответствии с требованиями санитарных правил, качественного горячего питания обучающихся, соответствующего их энергозатратам, с учетом энергетической ценности продуктов и сбалансированности рациона;
- наличие системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
- привлечение педагогических и медицинских работников к реализации всех направлений работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, просвещению родителей (законных представителей);
- привлечение педагогических работников и сотрудников правоохранительных органов к реализации направлений работы по формированию безопасного образа жизни, просвещению родителей (законных представителей).
Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МБОУ Забитуйская СОШ проводится по результатам:
- аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся, воспитанников;
- динамики показателей здоровья обучающихся (общего показателя здоровья; показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата; травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма; показателя количества пропусков занятий по болезни; эффективности оздоровления часто болеющих обучающихся, воспитанников);
- включения в ежегодный отчет образовательного учреждения, доступный широкой общественности, обобщенных данных о сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников школы, социальных партнеров образовательного учреждения комплексностью и системностью работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья; а также на предмет наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:
специально оборудован компьютерный класс. Все компьютеры объединены в локальную сеть. Есть выход в интернет.
Перечень доступных и используемых ЭОР
МБОУ Забитуйская СОШ
- Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации -http://www.mon.gov.ru;
- Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru;
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru;
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru.
- Портал министерства образования http://edu.seun.ru/:
- Сетевые образовательные сообщества Открытый класс http://www.openclass.ru
- Российский детский Интернет Фестиваль http://www.childfest.ru/
- Федеральные образовательные порталы:
- Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru/
- Портал информационной поддержки Единого Государственного Экзаменаhttp://ege.edu.ru/
- Естественно-научный образовательный портал http://www.en.edu.ru/
- Федеральный правовой портал "Юридическая Россия" http://www.law.edu.ru/
- Социально-гуманитарное и политологическое образование http://www.humanities.edu.ru/
- Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://www.ict.edu.ru/
- Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru/
- Образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ http://www.sng.edu.ru/
- Федеральный портал "Дополнительное образование детей" http://www.vidod.edu.ru/
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ:
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ имеются в наличии в неполном объёме. Компьютеры и другие технические средства оснащены звукоусиливающей и увеличительной аппаратурой. Для обучающихся по адаптированным программам для детей с умственной отсталостью необходимые технические средства обучения, в том числе различное программное обеспечение на компьютерах, имеются.
Материально – технические обеспечение школы реализации АООП
Реализуемые учебные программы и учебники соответствуют перечню учебных изданий, рекомендованных МО и науки РФ.
Информационно-образовательная среда ОУ обеспечивает свободный доступ к интернету, информационно-методическую поддержку образовательного процесса и его ресурсного обеспечения. В школе имеется сайт, на котором имеются разделы для родителей, учащихся, учителей. Сайт выполняет как информационную функцию, так и имеет возможность обратной связи с родителями. Сайт снащён версией для слабовидящих.
Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием, учебно-наглядными средствами обучения: в школе имеется 2 интерактивные доски и 5 мультимедийных проекторов, исторические и географические карты, таблицы по различным предметам.
Используемые учебники полностью соответствуют перечню учебных изданий, рекомендованных МО и науки РФ. Дополнительная литература в библиотеке имеется, пополнение художественной литературой идет за счет бюджетных средств. Уровень обеспеченности дополнительной литературой средний. Наблюдается сохранение и обновление библиотечного фонда школы. Приобретение происходит за счет субвенций. Необходимое оборудование по всем предметам учебного плана приобретено. В школе имеются электронные образовательные ресурсы. Библиотека расположена на 1 этаже образовательного учреждения и включает в себя читальный зал и книгохранилище. В библиотеке имеется компьютер и принтер. Освещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Деятельность школьной библиотеки организуется и осуществляется в соответствии с культурными и образовательными традициями. Школьная библиотека содействует учебному и воспитательному процессу путем библиотечного и библиотечно-библиографического обслуживания учащихся, учителей и других категорий читателей. Библиотека продолжает формировать у читателей навыки независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими информационными носителями. Формирование библиотечного фонда осуществляется в соответствии с Перечнем учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Формирование фонда осуществляется в соответствии с образовательными стандартами и программами образовательного учреждения. Библиотека формирует универсальный по отраслевому составу фонд учебной, художественной, справочной, научно- педагогической литературы, периодических изданий для учащихся и педагогов.
Обновление фонда учебной литературой состоялось за счет средств субсидий из федерального и региональных бюджетов.
Недостаточно идет обновление фонда художественной и методической литературы. Учителя самостоятельно приобретают необходимую методическую литературу.
Для организации образовательного процесса имеются необходимые кабинеты и помещения: учебные кабинеты, лаборантские, кабинеты технологии для мальчиков и девочек, спортивный зал, библиотека, спортивная площадка, столовая на 90 посадочных мест, кабинет информатики. административные помещения. Для трудового обучения мальчиков имеется оборудованная мастерская. В кабинете обслуживающего трудового обучения в наличии имеются: машины швейные, электроплита, шкафы для посуды, учебно-методическая литература, электрический утюг, холодильник, контейнеры для столовых приборов, набор посуды. Для занятий по физической культуре используется необходимое спортивное оборудование: гранаты для метания, скакалки, ракетки для бадминтона, для настольного тенниса, обручи, мячи для баскетбола, для волейбола, мячи для метания, мячи гимнастические, сетка баскетбольная, сетка волейбольная, кольцо баскетбольное, конь гимнастический, козел гимнастический, бревно гимнастическое, маты спортивные, брусья р\в, мостики гимнастические, гантели, скамейки, канаты, шведская стенка, на спортплощадке оборудована полоса препятствий.
Все учебные кабинеты оборудованы ученической мебелью. Для ведения учебно- воспитательного процесса в школе имеется:
Компьютеров– 16 штук.
Мультимедийных проекторов - 5 штуки
Оргтехника (ксерокс, сканер) - 2 штуки
Музыкальный центр - 2 штуки
Подключение к глобальной сети Интернет с целью обеспечения информационных потребностей педагогов и учащихся; Объединение всех компьютерных единиц в одну локальную сеть.
В школе работает библиотека. В библиотечном фонде 11 316 экземпляра книг, из них 3626 учебников.
Всего за отчетный период обслуживалось 200 читателей. Количество посещений – 2077 раз. Объем книговыдачи – 3603 экземпляра.
Книжный фонд – 11 316 экз.
Учебный фонд –3626 экз.
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду школы. Материально-техническое оснащение учебно-воспитательного процесса соответствует санитарно-эпидимиологическим требованиям. В связи с отсутствием категории детей со сложными отклонениями физического развития в школе не оборудованы специальные учебные места, пандусы. С целью приведения в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы образовательного учреждения и созданию соответствующей образовательной и социальной среды разработан план оснащения и учебных и вспомогательных кабинетов.
Требования к организации временного режима обучения
Календарный учебный график реализации АООП ООО составлен в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2) с учетом мнений участников образовательных отношений, с учетом плановых мероприятий учреждения и определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей (триместров); сроки и продолжительность каникул.
Технические средства обучения
В соответствии с требованиями Стандарта информационно-методические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования обеспечиваются современной информационно-образовательной средой.
Под информационно-образовательной средой (или ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ.
Основными элементами ИОС являются:
информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
информационно-образовательные ресурсы интернета;
вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
Необходимое для использования ИКТ оборудование отвечает современным требованиям и обеспечивать использование икт:
в учебной деятельности;
во внеурочной деятельности;
при измерении, контроле и оценке результатов образования;
в административной деятельности, включая дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления.
Учебно-методическое и информационное оснащение образовательного процесса
обеспечивает возможность:
ввода русского и иноязычного текста, распознавания сканированного текста; создания текста на основе расшифровки аудиозаписи; использования средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке; редактирования и структурирования текста средствами текстового редактора;
создания и использования диаграмм различных видов;
организации сообщения в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, сообщения для самостоятельного просмотра, в том числе видеомонтажа и озвучивания видеосообщений;
выступления с аудио-, видео-и графическим экранным сопровождением;
вывода информации на бумагу и т. п.
информационного подключения к локальной сети и глобальной сети интернет, входа в информационную среду учреждения, в том числе через интернет, размещения гипермедиасообщений в информационной среде образовательного учреждения;
поиска и получения информации;
использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах);
общения в интернете, взаимодействия в социальных группах и сетях, участия в форумах, групповой работы над сообщениями (вики);
создания и заполнения баз данных, в том числе определителей; наглядного представления и анализа данных;
занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования;
размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием икт; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам интернета, учебной и художественной литературе;
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью массового просмотра кино-и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением.
Технические средства: мультимедийный проектор и экран; принтер монохромный; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; МФУ; оборудование компьютерной сети.
Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языках; клавиатурный тренажёр для русского и иностранного языков; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; инструмент планирования деятельности; графический редактор для обработки изображений; музыкальный редактор; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука; звукоусиливающая и увеличивающая аппаратура : средства масштабирования, лупы.
Обеспечение технической, методической и организационной поддержки: разработка планов, дорожных карт; заключение договоров; подготовка распорядительных документов учредителя; подготовка локальных актов образовательного учреждения; подготовка программ формирования ИКТ-компетентности работников ОУ (индивидуальных программ для каждого работника).
Отображение образовательного процесса в информационной среде: размещаются домашние задания (текстовая формулировка, видеофильм для анализа, географическая карта); результаты выполнения аттестационных работ обучающихся; творческие работы учителей и обучающихся; осуществляется связь учителей, администрации, родителей, органов управления; осуществляется методическая поддержка учителей (интернет-школа, интернет-ИПК, мультимедиакол- лекция).
Компоненты на бумажных носителях: учебники; рабочие тетради.
Учебный и дидактический материал
При освоении АООП ООО обучающиеся с легкой умственной отсталостью обучаются по учебникам для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (представлен в разделе Учебный план).
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды.
В школе организован доступ детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, методическим пособиям и рекомендациям по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Результатом реализации указанных требований является создание комфортной развивающей образовательной среды:
— преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на данной ступени общего образования;
— обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья;
— способствующей достижению целей основного общего образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей);
— способствующей достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Учебные кабинеты проветриваются до начала занятий и после их окончания, а также во время перемен. Ответственность за кабинет возлагается на учителя, который осуществляет основную педагогическую деятельность.
Материальная база школы необходимая для организации работы с детьми с ОВЗ
Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с задержкой психического развития должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к:
- организации пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
- организации временного режима обучения;
- техническим средствам обучения, включая компьютерные инструменты обучения, ориентированные на - удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ;
- специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и позволяющих реализовывать выбранный вариант программы.
Требования к организации пространства
Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование обучающихся с ОВЗ должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям.
Материально-техническая база реализации, адаптированной основной образовательной программы обучающихся с ОВЗ должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям, предъявляемым к:
-помещениям для осуществления образовательного процесса: классам, их площадь, освещенность, расположение и размеры, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);
-помещениям для питания обучающихся.
Требования к организации временного режима
Временной режим образования обучающихся устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.
Сроки освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающимися с ОВЗ составляют 4 года (1- 4 классы), 5-9 классы – 5 лет.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый). Продолжительность учебной недели –5 дней в 1классе, 5-9классы – 5 дней. Обучение проходит в одну смену.
Требования к техническим средствам обучения
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия компетентных участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Требования к учебникам, рабочим тетрадям и специальным дидактическим материалам
Учет особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе, включая прописи.
Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.
Освоение содержательной области «Филология» предполагает использование печатных пособий (наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ); опорных таблиц по отдельным изучаемым темам; схем (звуко - буквенного разбора слова; разбора слов по составу и др.);дидактического раздаточного материала (карточки с заданиями); наборов ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборов муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.).
Освоение содержательной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; калькулятора; измерительных инструментов и приспособлений (размеченные и не размеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки); демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; настольных развивающих игр.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу, либо из начального звена школы в среднее ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус создания специальных условий
Статус ОВЗ в школьном возрасте дает:
право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
право на бесплатное питание в школе;
к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания на протяжении всего периода обучения;
право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;
право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.
При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям рекомендуем своевременно пройти ПМПК.
Инвалид— лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В ОУ должны создаваться условия для получения образования указанными обучающимися. Для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья необходимы условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное учреждение, может быть также организовано образовательным учреждением на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Перед системой образования на сегодняшнем этапе стоит задача по созданию для каждого ребенка полноценных условий для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья. И, безусловно, внедрение нового образовательного стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья — это механизм, позволяющий реализовать конституционное право детей с особыми образовательными потребностями на качественное и доступное образование